3-7 июля 2017 года состоялся X Всероссийский Форум школьных библиотекарей «Михайловское 2017» (Пушкинские горы, Псковская область).

Организаторами форума выступили Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Правительство Псковской области, Ассоциация школьных библиотекарей русского мира, Информационный центр «Библиотека имени К. Д. Ушинского» Российской академии образования.

Среди участников Форума – школьные библиотекари, авторитетные ученые, методисты по учебным фондам, руководители системы образования, представители администраций школ, СМИ, издательств, представители профильных общественных организаций из более 60 регионов Российской Федерации. Главная тема Форума в 2017 году – «Профессиональная компетентность школьного библиотекаря - важнейший фактор экологии культуры и образования».

В адрес участников, организаторов и гостей Форума направил Приветствие Президент Российской Федерации В.В. Путин. В приветствии подчеркивается, что «…Форум зарекомендовал себя авторитетной научно-практической площадкой для обсуждения актуальных проблем, связанных с совершенствованием библиотечного дела в нашей стране, модернизацией сети школьных библиотек, оснащением их самыми современными технологиями».

4 июля 2017 года состоялась театрализованная церемония открытия юбилейного Х Всероссийского Форума школьных библиотекарей «Михайловское 2017» – «ШБ – путями доброты».

Церемония открытия была подготовлена творческой группой Кемеровского государственного института культуры, которая неоднократно участвует в работе Форумов, отражая в своих художественных проектах ключевые проблемы развития школьных библиотек средствами искусства. Художественный проект «Михайловское 2017» – «ШБ – путями доброты» был реализован Пономаревым Валерием Дмитриевичем, проректором по научной и творческой деятельности КемГИК (автор сценария, режиссер-постановщик); Лиханиной Евгенией Николаевной, начальником отдела художественно-творческой и проектной работы КемГИК (ведущая церемонии открытия, автор сценария и ведущая торжественного приема для участников Форума); Цупруновым Сергеем Андреевичем, режиссером-видеооператором отдела художественно-творческой и проектной работы КемГИК (видеоконтент церемонии открытия).

5 июля 2017 года на площадках Форума состоялась работа секций, мастер-классов, круглых столов, лекций. Результаты научных исследований и разработок представили ученые КемГИК в рамках специального мероприятия – дискуссионной площадки «Новые тренды и новые навыки в образовании XXI века с позиции информационной культуры личности: оригиналы и ремейки в образовании, или какие приоритеты мы выбираем?» Программа этого мероприятия включала:
1. «Новые тренды в образовании XXI века и информационная культура личности сквозь призму отечественных общеобразовательных стандартов», проблемный доклад, докладчик: Гендина Наталья Ивановна, д-р пед. наук, профессор, директор НИИ информационных технологий социальной сферы КемГИК.

Профессор Н.И. Гендина подробно изложила свои позиции по поводу влияния культуры постиндустриального, информационного общества, общества потребления, эпохи постмодерна на современное образование, дала критическую оценку новому направлению в образовании – «Навыки XXI века», которые распространены в США, Западной Европе и в настоящее время находят своих сторонников в России. Докладчик призвала аудиторию к вдумчивому и серьезному анализу подлинно новых образовательных трендов, представленных в российских ФГОС общего образования, раскрыла возможности учебного курса «Основы информационной культуры школьника» в обеспечении метапредметных результатов обучения и формировании познавательных универсальных учебных действий.

2. Презентация нового издания РШБА «Основы информационной культуры школьника» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных организаций, авторы: Гендина Наталья Ивановна, д-р пед. наук, профессор, директор НИИ информационных технологий социальной сферы КемГИК, Косолапова Елена Витальевна, канд. пед. наук, научный сотрудник НИИ информационных технологий социальной сферы КемГИК.

В получасовой презентации авторы УМК «Основы информационной культуры школьника» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных организаций раскрыли отличительные особенности этого издания:

  • усиление медиакомпонента (медиатекст: виды, свойства; язык медиа; декодирования медиаинформации; методика критического анализа медиатекста; критический анализ рекламной информации; репрезентации медиа и т.д.);
  • развитие представлений о необходимости владения современным человеком интеллектуальными приемами критического анализа информации, аргументация того, что скорость получения информации не гарантирует ее достоверности и надежности;
  • расширение представлений о творческом характере смысловой переработки информации, доказательство невозможности одного, единственно правильного ответа при работе со смысловым содержанием и анализом как текста, так и медиатекста;
  • формирование представлений об информационной этике как о необходимости честного и ответственного отношения к информации.

Авторы продемонстрировали новые обучающие возможности учебно-методического комплекса по информационной культуре школьников 5-7 классов и, прежде всего, CD, на котором представлен богатый дидактический материал (подборки текстов, справочных изданий, медиатекстов т.п.), облегчающий учителю и библиотекарю трудоемкость подготовки к урокам.

3. «Социальные медиа как среда обитания современных детей и подростков: мнимые угрозы и реальные риски», проблемный доклад, докладчик: Косолапова Елена Витальевна, канд. пед. наук, научный сотрудник НИИ информационных технологий социальной сферы.
Е. В. Косолапова рассмотрела опасности и угрозы, подстерегающие пользователей социальных медиа, объяснила, чем опасны Интернет-зависимость, виртуализация жизни, замена чувств символами и утрата личностной самоидентичности, рассказала, каким образом деструктивный контент в пабликах и сообществах популярных социальных сетей может побудить подростка к мысли о самоубийстве и как современные средства массовой информации формируют у детей, подростков и молодежи позитивное отношение к суициду.

4. Итоговая дискуссия «Медийно–информационная грамотность и информационная культура личности в контексте школы будущего», ведущие: Гендина Наталья Ивановна, директор НИИ информационных технологий социальной сферы КемГИК, д-р пед. наук, профессор, Жукова Татьяна Дмитриевна, канд. пед. наук, президент РШБА.

Актуальность проблем, предложенных для обсуждения в ходе работы дискуссионной площадки, учебно-методический комплекс по основам информационной культуры школьника, разработанный учеными НИИ ИТ СС КемГИК, - все это обусловило проведение дополнительного мероприятия «Творческий Муравейник», который состоялся вечером того же дня, с 21.00 до 01.30. Инициаторами проведения «Творческого Муравейника» выступили: С.С. Грязнова (педагог-библиотекарь МАОУ Гимназия им. Лицмана, г. Тобольск), И.Ф. Заремба (педагог-библиотекарь МАОУ СОШ №15, г. Тюмень), И.Ю. Лапшина (методист МАОУ ИМЦ, г. Тюмень), Е.А. Набатова (зав. библиотекой МБОУ «СОШ №7», г. Кировск Мурманской области), С.А. Чулкина (педагог-библиотекарь МАОУ СОШ №37 им. Героя Советсткого Союза Н.И. Кузнецова, г. Тюмень). Именно эти участники, проявив большую заинтересованность, мотивировали своих коллег активно вступить в дискуссию, обменяться опытом, задать интересующие вопросы, высказать свои предложения и пожелания.

В ходе «Муравейника» профессор Н.И. Гендина рассказала о важности обучения школьников работе с текстовой информацией, обучения интеллектуальным приемам и логическим операциям, коснулась проблемы «скачивания» рефератов и широко распространённой у современных школьников иллюзий о «простоте» работы с информацией в условиях Интернета; отсутствии знаний и умений по анализу и синтезу информации. Она также подчеркнула необходимость владения приемами критического анализа и оценки любых сведений, в связи с обилием разнородной, зачастую ложной и негативной информации, поступающей из СМИ.

В процессе работы «Муравейника» слушатели попросили воспроизвести фрагмент ролевой игры «Продвижение медийно-информационной грамотности и информационной культуры в различных целевых группах: искусство убеждать или новая грань профессиональной компетентности школьного библиотекаря». В ходе игры участникам представилась возможность выступить в роли эксперта, активного сторонника идеи обучения медийно-информационной грамотности и основам информационной культуры личности, владеющего арсеналом доводов, а также даром убеждения. Убеждать предстояло две целевые аудитории: директоров школ и родителей учащихся, соответственно, все слушатели были разделены на 2 команды. По очереди одна из команд представляла экспертов, в то время как другая выступала в роли директоров, или родителей, высказывающих свои позиции и задающих каверзные вопросы. Затем команды менялись местами.

В завершении «Творческого Муравейника» профессор Н.И. Гендина предложила сделать «копилку» убедительных фактов, оригинальных суждений, весомых аргументов в помощь библиотекарям для работы с целевой аудиторией (директорами школ, завучами, учителям, классными руководителями, родителями, учащимися) по внедрению курса «Основы информационной культуры школьника» во внеурочную деятельность школы. Н.И. Гендина предложила всем желающим присылать материалы для копилки на адрес электронной почты НИИ ИТ СС КемГИК ( Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ). Наиболее оригинальные материалы будут направлены в редакцию журнала «Школьная библиотека» для публикации.

^