Концепция формирования информационной культуры личности

1. Почему современный человек нуждается в информационной культуре?
2. В чём состоит сущность концепции формирования информационной культуры личности?
3. Почему мы убеждены в надежности предлагаемой  концепции информационной культуры личности?
4. Что нами сделано по реализации концепции информационной культуры личности?
5. Как концепция формирования информационной культуры личности  соотносится с провозглашенными ЮНЕСКО базовыми принципами общества знаний?
6. Каковы перспективы дальнейших исследований?
7. По каким направлениям  с нами можно сотрудничать?

1. Почему современный человек нуждается в информационной культуре?

1.1. Человек в информационном обществе: преимущества и опасности

Будущее современного человека – это мир информационного общества и обществ знаний. Его важнейшие характеристики:

  • информация и знания становятся главной преобразующей силой общества;
  • цикл обновления технологий (производственных, социальных, образовательных, медицинских и многих других) опережает темпы смены поколений;
  • непрерывное образование и при необходимости способность к переквалификации являются условием успеха личности;
  • жизнь человека зависит от умений своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и эффективно использовать новую информацию.

Современные информационно-коммуникационные технологии открывают для человека невиданные ранее возможности доступа к информации и знаниям, позволяют  каждому человеку реализовать свой потенциал и улучшить качество жизни.

В тоже время информационное общество несёт многочисленные риски и опасности. Стремительно растущие гигантские потоки информации порождают риск того, что нужная информация может быть не найдена, потеряна, растворена, не сохранена – в том числе из-за недолговечности используемых носителей информации. В условиях колоссальных объемов информации всё труднее становится ориентация, получение и переработка нужной информации. Резкая разница в развитии информационно-коммуникационной инфраструктуры приводит к тому, что целые регионы, континенты, страны и сообщества оказываются вытесненными на обочину прогресса вследствие возникновения и усиления нового вида неравенства – информационного (или цифрового) неравенства. Мощь информационной техники и технологий, пронизывающих все сферы жизни современного информационного общества, порождает опасность манипулирования сознанием и поведением человека, угрожает дегуманизацией.

Вот почему во всём мире всё сильнее осознаётся необходимость решения глобальной проблемы - своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности, уметь защищаться от негативных воздействий.

1. 2. Реакция  международного сообщества на необходимость специальной информационной подготовки человека

Необходимость специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе подчёркивается в основных документах Всемирного саммита по информационному обществу (Женева , 2003 г;  Тунис,2005 г.).

Ведущими международными организациями, инициирующими обсуждение и изучение проблем подготовки человека  к жизни в информационном обществе,  являются ЮНЕСКО и ИФЛА.

В 2001 году ЮНЕСКО учредила международную программу «Информация для всех», где информационная грамотность является одним из приоритетов.

В 2002 году ИФЛА создала секцию по информационной грамотности. Ее основная задача - выявить стандарты информационной грамотности, сформировавшиеся в разных странах, и разработать на этой основе международный стандарт.

В 2006 г. в Сеуле на 72-ом Всемирном Библиотечном и Информационном конгрессе (Генеральной конференции ИФЛА) было провозглашено создание стратегического альянса ИФЛА и ЮНЕСКО. Его цель - реализация решений Всемирного саммита по информационному обществу, связанных с деятельностью библиотек, включая специальную подготовку людей за счет повышения их информационной грамотности.

Значительным событием явилось появление в 2006 г. «Руководства по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни» (Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning), подготовленного Постоянным комитетом  и Секцией  по информационной грамотности ИФЛА  (http://www.ifla.org/VII/s42/index,htm),  по данному адресу  можно познакомиться с переводом этого Руководства на русский  язык.  

Информационная грамотность трактуется в этом Руководстве как наличие знаний и умений для:

· идентификации информации, необходимой для выполнения определенного задания или решения проблемы;

· эффективного поиска информации, ее организации и реорганизации;

· интерпретации и анализа найденной и извлеченной информации;

· оценки точности и надежности информации, включая соблюдение этических норм и правил пользования полученной информацией при необходимости передачи и представления результатов анализа и интерпретации другим лицам;

· последующего применения информации для осуществления определенных действий и получения определенных результатов.

Руководство содержит стандарты по информационной грамотности, предназначенные для  организации обучения  в этой области. Содержание этих стандартов отражает три важнейших компонента информационной грамотности: способность человека получать, оценивать и использовать информацию.

1. 3. Реакция  России на необходимость специальной  информационной подготовки человека

В России обучение умениям и навыкам работы с информацией имеет глубокие исторические корни. Накоплены богатые традиции и опыт работы школ, колледжей, университетов и библиотек по информационной подготовке граждан. В последние годы на государственном уровне принят ряд специальных программ. Важнейшими из них являются программы «Электронная Россия», «Культура России», Национальная программа поддержки и развития чтения.

Хорошо известен в России и международный опыт. Идеи ИФЛА и ЮНЕСКО по обучению информационной грамотности признаны и одобрены. Вместе с тем в России получили развитие идеи  формирования информационной культуры личности. Термин «информационная культура» в отечественных публикациях впервые появился в 70-х гг. в публикациях  библиографоведов, библиотековедов, книговедов. Именно они составили основной исследовательский актив созданного в 1993 году отделения информационной культуры Международной академии информатизации (МАИ), обеспечившего выпуск серии сборников «Проблемы информационной культуры», а также проведение на базе Краснодарского государственного университета культуры и искусств ряда международных научных конференций, посвященных гуманитарным проблемам информатизации, включая проблему информационной культуры.  В дальнейшем к этой деятельности присоединились и другие вузы культуры –  Московский и  Кемеровский государственный университеты культуры и искусств, Самарская государственная академия культуры и искусств. Результатом этой деятельности явилась выработка представлений об информационной культуре как области культуры, связанной с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности; как научном направлении и области деятельности, являющейся следствием выделения и осознания научным сообществом глобальной роли информации в становлении общества и жизнедеятельности личности.

С конца 1980-х годов проблемами информационной культуры наряду с библиографоведами, библиотековедами заинтересовались обществоведы, философы, специалисты в области философии информации. Привлечению внимания научной общественности к феномену информационной культуры способствовало издание в серии «Эврика» книги профессора кафедры основ государственного управления Московского историко-архивного института Г. Г. Воробьева «Твоя информационная культура» (1988 г.) Популяризации понятия «информационная культура» способствовала также и книга А. П. Суханова «Информация и прогресс» (1988 г.), содержащая отдельную главу «Информационная культура».

В последующие годы в публикациях философов А. А. Виноградова, А. И. Ракитова, Э. П. Семенюка, А. Д. Урсула и других специалистов это понятие стало приобретать категориальный статус и использоваться в широком специально-научном и философском контексте. С философской точки зрения информационная культура выступает как важнейший компонент духовной культуры общества в целом, различных социальных групп, отдельной личности.

По мере развития научно-технического прогресса понятие информационной культуры вбирало в себя знания из тех наук, которые явились основанием для реализации принципиально новых подходов в работе с информацией, обеспечивающих решение проблемы информационного кризиса (теория информации, кибернетика, информатика, семиотика, документалистика и ряд др.).  Особое влияние на наполнение понятия «информационная культура» новым содержанием оказали работы специалистов в области информатики, вычислительной техники, новых информационных технологий. К сожалению, заимствованный за рубежом термин «компьютерная грамотность» стал использоваться в отечественной литературе для обозначения другого понятия – информационной культуры. Наиболее наглядно это проявляется в содержании нормативных документов Министерства образования, регламентирующих изучение информатики в общеобразовательных учреждениях. Примером тому могут служить «Обязательный минимум содержания образования по информатике», «Примерная программа курса информатики. Х–ХI классы», учебные пособия Д. В. Зарецкого, Ю. А. Первина, А. Г. Кушниренко, выпущенные под заглавием «Информационная культура», но излагающие основы компьютерной грамотности. Так произошла подмена разновеликих понятий. Тем самым еще более усилилась многозначность отечественного термина «информационная культура».

Общее представление о том, по каким направлениям происходило  становление и развитие  понятия «информационная культура», можно получить,  обратившись  к  библиографическому указателю  «Информационная культура личности»,  включающему  853  библиографических описаний документов за 1973-2006 гг.

Анализ отечественных публикаций свидетельствует о  наличии устойчивого интереса к проблематике информационной культуры у представителей наук как гуманитарного, так и технического профиля. С одной стороны, это способствовало ускоренному развитию научных представлений о самом феномене информационной культуры – его сложности, многомерности, неоднозначности. С другой стороны, участие в разработке теории информационной культуры представителей различных, порой весьма удаленных областей знания, пытающихся интерпретировать сущность информационной культуры в традициях и с использованием понятийного аппарата «своей» науки, порождает целый ряд слабо стыкующихся подходов, в которых теряет очертания, «растворяется» подлинный смысл феномена информационной культуры.  

2. В чём состоит сущность концепции формирования информационной культуры личности?

Основной смысл предлагаемой нами концепции заключается в трактовке понятия «информационная культура личности», разъяснении принципов организации информационного образования и построении модели учебного курса «Основы информационной культуры личности».

Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.

Информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной и обыденной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Информационная культура - одна из граней общей культуры современного человека.

Особое место в составе понятия «информационная культура личности» занимает информационное мировоззрение. Это система взглядов человека на мир информации и место человека в нем, включающая в себя ценности, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. В век информации она тесно связана с образом жизни человека, социальной группы, общества в целом, их мотивациями. Именно это, прежде всего, определяет  успешность их информационной подготовки.

2.1. Информационная грамотность и информационная культура личности: сходство и различие

Сопоставление понятий «информационная грамотность» и «информационная культура» свидетельствует об их значительном сходстве. Оба понятия характеризуют сложный, многоуровневый и многоаспектный феномен взаимодействия человека и информации. В составе объема обоих понятий выделяется много компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники до их творческого самостоятельного использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, досуговой или иной деятельности. Вместе с тем,  понятие «информационная культура личности» - понятие более широкое, чем понятие информационной грамотности. Оно включает в свой состав, в отличие  от информационной грамотности, такой компонент, как  информационное мировоззрение.

Введение понятия «информационное мировоззрение» позволяет обеспечить синтез и целостность традиционной книжной (библиотечной) и новой (компьютерной) информационной культур, позволяет избежать в информационном обществе конфронтации двух полярных культур - технократической и гуманитарной.

Символом этой целостности является образ дерева, ствол которого – это   информационное мировоззрение, корни – традиционная информационная грамотность плюс грамотность в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-грамотность), плоды - способность человека создавать новые информационные продукты и творчески их использовать в различных целях.

Массовое повышение уровня информационной культуры общества возможно лишь при организации специального обучения современных потребителей информации. Только специальная подготовка, только информационное образование позволяют человеку получить реальный доступ к информационным ресурсам и культурным ценностям, сосредоточенным в библиотеках и информационных центрах, архивах и музеях мира. Это важно в такой же, если не в большей степени, как и наличие компьютеров и каналов связи - непременных и более очевидных для массового сознания атрибутов информационного общества.

2.2. Общеметодологические принципы организации информационного образования:

Принцип культурологического подхода:

- означает неразрывность информации и культуры, неотъемлемость информационной культуры от общей культуры человека;

- обеспечивает мировоззренческие установки и ценностные ориентации личности по отношению к информации как к элементу культуры;

- препятствует дегуманизации и замене духовных ценностей достижениями, вызванными к жизни беспрецедентным ростом и развитием информационно-коммуникационных технологий.

Принцип системного подхода:

- означает целостность характеристики сложного, многогранного феномена информационной культуры, представляющего сплав знания разнообразных информационных ресурсов, правил поиска и переработки информации с помощью  современных информационно-коммуникационных технологий, умений оценки и интерпретации информации, самостоятельного создания информационных продуктов.

Принцип деятельностного подхода:

- означает, что формирование информационной культуры личности ведется с позиций деятельности конкретного человека, исходя из тех информационных задач, которые он должен решать в ходе своей учебной, профессиональной или досуговой деятельности.

Принцип технологического подхода:

- означает, что формирование информационной культуры личности – это образовательная технология, включающая определенную совокупность форм, методов и средств, обеспечивающих достижение заданного результата.

Принцип интегративности:

- означает органичное взаимодействие образовательных и библиотечно-информационных учреждений при формировании информационной культуры личности;

- обеспечивает достижение синтеза различных наук (культурологии, педагогики, логики, информатики, документоведения, семиотики, библиотечного дела и библиографии и других) для формирования информационной культуры личности.

Принцип непрерывности:

- означает использование возможностей всех звеньев системы непрерывного образования (дошкольного, общего среднего, среднего специального, высшего, послевузовского) для формирования информационной культуры личности;

- обеспечивает воплощение в жизнь одной из ключевых идей современности - «образование в течение всей жизни».

2.3. Модель учебного курса «Основы информационной культуры личности»

Цель курса «Основы информационной культуры личности» - подготовка человека к продуктивному осуществлению всех видов информационной деятельности, успешной самореализации в условиях информационного общества и общества знаний.

Учебная программа курса состоит из следующих разделов:

Раздел I  «Информационные ресурсы общества и  информационная культура» дает представление о современных «Гималаях» информации - многообразии источников информации как в  традиционном (бумажном), так и в электронном виде. Он нацелен на формирование мотивации изучения курса, выработки информационного мировоззрения  современного человека.







Раздел  IV «Технологии подготовки информационных продуктов» отвечает  на вопрос о том, как самостоятельно из «информационного сырья» подготовить качественный информационный продукт; как наполнить  «информационный портфель» школьника, студента, специалиста  (учителя, юриста,  врача и др.)

Отличительной особенностью курса  «Основы информационной  культуры личности» является его ориентация на конкретные категории обучаемых: школьников, студентов,  аспирантов,  специалистов  (учителей,  врачей, инженеров и др.)

3. Почему мы  убеждены в надежности предлагаемой  концепции информационной культуры личности?

Изучением проблем информационной культуры мы занимаемся свыше 20 лет, оно  началось еще до создания нашего  НИИ информационных технологий социальной сферы. Основой для разработки предлагаемой нами  концепции формирования информационной культуры личности явился комплекс научных исследований:

3.1. Анализ русскоязычного и англоязычного понятийно-терминологического аппарата в сфере информационной подготовки человека.

Проведенный терминологический анализ показал, что как в России, так и за рубежом используется неунифицированная терминология, отсутствует четкое определение понятий.

В русском языке в качестве близких по смыслу используются термины «библиотечно-библиографическая культура», «культура чтения», «библиотечно-библиографические знания», «библиотечно-библиографическая грамотность», «компьютерная грамотность», «информационная грамотность», «информационная культура».

В англоязычной терминологии информационная подготовка связывается с употреблением таких терминов, как «Information literacy», «Hypertext literacy», «Information retrieval skills», «Multimedia literacy», «Multimedia culture» и других.

Состояние русской и английской терминологии можно уподобить лоскутному одеялу, где мозаика лоскутков отражает множество различных взглядов на работу человека с информацией. Терминологические проблемы существенно затрудняют взаимопонимание как российских исследователей, так и ученых из разных стран.

В последние годы в России и других странах бывшего СССР (за исключением стран Балтии) стал широко использоваться термин «информационная культура».

В английском языке лидирующее положение занял термин «информационная грамотность».

3.2. Изучение информационной культуры как объекта междисциплинарных научных исследований.

Установлено, что в трудах российских учёных, работающих в различных областях знания (философии, информатике, педагогике, библиотековедении и библиографоведении, а также в целом  ряде других наук) понятие «информационная культура» трактуется по-разному, порождая неизбежную многозначность и во многом  препятствуя достижению плодотворного междисциплинарного диалога. Между тем успешность практической деятельности по формированию информационной культуры личности требует интеграции усилий ученых - представителей разных наук.

3.3. Исследование эволюции содержания информационной подготовки в конце ХХ - начале ХХ1 вв.

Данное исследование показало, что:

· до начала 1970-х годов  в ходе информационной подготовки изучались библиотеки, библиотечные каталоги и картотеки, справочный аппарат, библиографии, культура чтения;

· до начала 1970-х годов информационная подготовка сводилась  к пропаганде библиотечно-библиографических знаний, включая правила пользования  библиотеками, библиотечными каталогами и картотеками, библиографическими списками, справочным аппаратом книги, использование рациональных приемов чтения;

· в 1980-е годы к этому перечню добавились информационные ресурсы, информационно-поисковые системы, алгоритмы информационного поиска в традиционной и автоматизированной среде;

· с  начала 1990-х годов неотъемлемой составной частью  информационной подготовки стали сведения   о персональных компьютерах, базах данных, электронных изданиях, Интернете, информационно-коммуникационных технологиях, e-learning.

Важно подчеркнуть, что появление новых объектов информационной подготовки (компьютер, базы данных, Интернет и др.) не означало отказа от изучения традиционных объектов информационной подготовки (библиотека, библиотечные каталоги и картотеки, книга). Наоборот, информационная подготовка человека к жизни в информационном обществе и обществе знаний становится все более сложной и многоаспектной.

3.4. Изучение и обобщение зарубежного опыта информационной подготовки различных категорий потребителей информации.

В результате анализа мирового потока публикаций за 1982-2006 гг., отраженного в российском Реферативном журнале «Информатика», установлено, что библиотеками и образовательными учреждениями разных стран накоплен богатейший опыт информационной подготовки граждан. Такую информационную подготовку характеризуют  следующие компоненты:

· Умение выражать свою информационную потребность, формулировать информационные запросы.

· Знание информационных ресурсов.

· Знания возможностей библиотеки и умения их  использовать.

· Умение  вести информационный поиск.

· Знания и умения по обработке информации.

· Умение критически мыслить, понимать, оценивать и творчески использовать информацию.

· Умение пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями.

Таким образом, информационная подготовка  включает широкий спектр знаний и умений в области работы с информацией, причем не столько технического, сколько интеллектуального и мировоззренческого характера.

3.5. Изучение и обобщение российского опыта образовательных и  библиотечных учреждений по формированию информационных знаний и умений граждан.

Российские библиотеки и образовательные учреждения накопили ценный опыт информационной подготовки граждан. Однако при этом преобладает монодисциплинарный подход, когда информационная подготовка сводится либо к обучению основам библиотечно-библиографических знаний, либо к ликвидации компьютерной безграмотности, либо к овладению рациональными приемами работы с книгой. Для обеспечения полноты и целостности информационной подготовки требуется синтез этих подходов.

3.6. Выявление и оценка состава информационных знаний и умений, которые формируются в настоящее время общеобразовательными учреждениями в России.

Объектом исследования были учебные программы по всем предметам общеобразовательных учебных заведений России с 1-го по 11-ый классы. Из этих  учебных программ были выделены ключевые слова, характеризующие все виды работы с информацией. Установлено, что обучению работе с информацией в различных дисциплинах (прежде всего в курсах русского языка и литературы) уделяется большое внимание. Однако на деле выпускники школы часто имеют низкий уровень информационной подготовки. Основными  причинами  этого являются: нарушение принципов системности, последовательности, технологичности при формировании информационных знаний и умений, разрыв между теорией и практикой информационного обучения.

3.7. Анализ уровня информационной подготовки различных категорий потребителей информации (учителей, юристов, инженеров, студентов, школьников.

Исследованием установлено, что в российском обществе люди разных возрастов, профессий, социального статуса зачастую имеют недостаточную информационную подготовку и не обладают необходимым уровнем информационной культуры. При этом выявлены две группы недостатков:

· недостатки явно выраженные, легко проверяемые на практике: неумение сформулировать свои информационные запросы; незнание информационных ресурсов (как традиционных, сосредоточенных в библиотеках и архивах таки сетевых, электронных); незнание возможностей библиотеки и неумение их использовать; неумение вести информационный поиск, обрабатывать и критически оценивать информацию; неумение пользоваться компьютером и Интернетом.

· недостатки внутренние, скрытые, выявление и измерение которых поддается формализации с большим трудом: отсутствие осознания своей информационной некомпетентности; отсутствие мотивации информационной подготовки; отсутствие понимания зависимости между информационной подготовкой и успешностью учебной  или  профессиональной  деятельности.

Из этого был сделан вывод о том, что информационная подготовка  должна обязательно предусматривать не только технологический компонент (конкретные знания и умения при работе с информацией), но и мировоззренческую составляющую (мотивы, убеждения в необходимости освоения информационной культуры, этические представления и нормы).

В результате многолетних исследований были сформулирована концепция (теоретическая платформа) и разработана модель формирования информационной культуры личности, содержащие строго аргументированные ответы на вопросы, что, зачем и как следует делать в сфере информационной подготовки.

Именно проведённые научные исследования обеспечивают надежность и операциональность как предлагаемой концепции, так и механизма (методик, средств) формирования информационной культуры личности, без которых ни учитель, ни библиотекарь как ключевые фигуры в деле информационной подготовки граждан, не смогут эффективно действовать.

Характеристика проведенных  исследований,  развернутое изложение концепции формирования информационной культуры личности и комплекс учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности», рассчитанных на школьников, студентов, аспирантов и учителей, приводятся в книге Н. И. Гендиной, Н.И. Колковой, Г.А. Стародубовой, Ю.В. Уленко «Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины», изданной в 2006 году в Москве Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества и Российским комитетом в рамках реализации Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»  в России.

4. Что нами сделано по реализации концепции информационной культуры личности?

4.1. В школах, колледжах, университетах, библиотеках ряда городов и регионов России внедрен курс «Основы информационной культуры личности» - для этого разработаны учебные программы, методические и справочные материалы, тесты и списки основной и дополнительной литературы. Сотрудниками НИИ опубликовано свыше 150 научных работ по проблемам информационной культуры, более 20 учебно-методических разработок, значительная часть которых получила высокую оценку в профессиональных российских  журналах «Высшее образование в России», «Университетская книга» и др. Рецензии и отзывы    представлены на сайте.

4.2. Организована подготовка и повышение квалификации библиотекарей и учителей. В Кемеровской области  в Беловском педагогическом колледже и Кемеровском государственном университете культуры и искусств организована подготовка учителей и библиотекарей, направленная на овладение ими технологией формирования информационной культуры личности.

На базе Кузбасского  регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПКиПРО) создана региональная система повышения квалификации учителей и библиотекарей в сфере формирования информационной культуры личности. С 1999 г. в КРИПКиПРО на основе  разработанной  в НИИ ИТ СС учебной программы курса «Основы информационной культуры личности» проводятся курсы  повышения квалификации  в сфере информационной культуры  для учителей и школьных библиотекарей.

Новый этап  сотрудничества  НИИ ИТ СС и КРИПКиПРО по повышению информационной культуры  учителей и учащихся Кузбасса  связан  с  решением коллегии  Департамента образования и науки Кемеровской области от 18 декабря 2007 г.  В соответствии с ним  статус «Областная экспериментальная площадка» получили 10 общеобразовательных учреждений Кузбасса, в которых будут проходить апробацию теоретико-методические разработки НИИ ИТ СС в области информатизации  образования и формирования информационной культуры личности.  Эта работа будет вестись учеными  НИИ ИТ СС совместно с  сотрудниками КРИПКиПРО.

Деятельность НИИ не ограничивается масштабами Кузбасса. Сотрудники института поддерживают деловые контакты со многими научными и информационными  центрами России,  выполняют исследования и разработки по заказу  органов управления образованием и культурой  из различных  регионов РФ.

По заказу Отдела мониторинга качества образования МОУ повышения квалификации специалистов «Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов» и  МУК «Библиотечный центр для детей и юношества «Читай-город» г. Великий Новгород в  НИИ ИТ СС были разработаны тестовые задания, позволяющие осуществить  замер уровня информационной культуры  учащихся 10-х классов. На их основе в  феврале 2007 г. в муниципальной образовательной системе  Великого Новгорода была проведена диагностика уровня сформированности информационной культуры учащихся 10-ых классов (901 человек) из  25 образовательных учреждений Великого Новгорода.  Результаты тестирования послужили основой для  внедрения системы мероприятий по повышению уровня информационной культуры учащихся.

В соответствии с  решением Коллегии управления образованием, наукой и молодежной политикой  администрации г. Рязани от  20 февраля 2008 г.  семи средним общеобразовательным школам  г. Рязани присвоен статус «Городская экспериментальная площадка» по направлению «Формирование информационной культуры участников образовательного процесса». Разработку концептуальной части педагогического эксперимента и его стратегическое руководство   обеспечивает НИИ ИТ СС.  Экспериментальная   работа    ведется  НИИ ИТ СС совместно с  Рязанским Межрегиональным центром дополнительного образования и Центром  психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков.

В НИИ ИТ СС проводятся семинары и конференции, направленные на продвижение новых методов формирования информационной культуры личности для работников образовательных учреждений и библиотек, продвигаются инновационные технологии формирования информационной культуры, проводятся мастер-классы, тренинги и консультации.

4.3. Развёрнута широкая информационно-просветительская деятельность. Публикуются научные работы и учебно-методические разработки по проблемам информационной культуры личности. Проводятся научно-практические конференции, посвященные проблемам подготовки человека к жизни в информационном обществе. Каждые два года в Кемерово организуется широкомасштабная информационно-просветительская акция «Дни Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в Сибири.  В этой акции принимают участие ведущие специалисты  из России и стран СНГ, занимающиеся решением проблемы  подготовки граждан к жизни в информационном обществе и обществе знаний, представляющие сферу культуры, науки, образования, институты гражданского общества, частное предпринимательство (малый и средний бизнес), а также журналисты, общественные деятели, официальные лица. Они обсуждают  ключевые проблемы развития информационного общества и общества знаний, знакомятся с   новыми  теориями и технологиями формирования информационной культуры личности,  обмениваются опытом  работы.

4.4. Результаты исследований НИИ  стабильно позиционируются на международном уровне. На прошедшей 4-6 мая  2004 г. в Париже  III сессии Межправительственного  совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»,  предложенная НИИ ИТ СС  концепция формирования информационной  культуры получила безоговорочное признание и  была взята на вооружение  в качестве одного из приоритетных направлений Программы.

 В результате  конкурсного отбора доклады    директора НИИ ИТ СС, профессора  Н.И.Гендиной, отражающие  результаты исследований НИИ в области  формирования информационной культуры личности,  были включены  и представлены  в Программе Всемирного информационного и библиотечного конгресса  (IFLA ИФЛА)  в  Аргентине (Буэнос-Айрес,  2004 г.), Норвегии  (г. Берген, Осло, 2005 г.),  Южной Кореи (Сеул, 2006).

С 2007 г. директор НИИ ИТ СС профессор Н.И.Гендина представляет  Россию в составе Постоянного Комитета по информационной грамотности ИФЛА

5. Как концепция формирования информационной культуры личности  соотносится с провозглашенными ЮНЕСКО базовыми принципами обществ  знаний?

В начале ХХ1 века ЮНЕСКО выразила обеспокоенность ограниченностью концепции информационного общества. Современная позиция ЮНЕСКО заключается в последовательном продвижении концепции построения обществ знаний. Она основана на учете все возрастающей изменчивости, динамичности окружающего мира, и её можно условно назвать «стратегией опережающего развития».

По мнению ЮНЕСКО, концепция информационного общества связана с идеей «технологических инноваций», тогда как понятие «обществ знаний» охватывает социальные, культурные, экономические, политические и правовые аспекты преобразований, а также более плюралистический, связанный с развитием, взгляд на будущее.

Концепция формирования информационной культуры личности соответствует всем четырем провозглашенным ЮНЕСКО базовым принципам общества знаний:

1. Всеобщий доступ к информации:

Человек, которому необходимо обеспечить доступ к информации, должен осознавать свои потребности в информации, быть способен их выражать, иметь представление о многообразных современных информационных ресурсах. Он должен уметь вести поиск необходимой информации как в традиционной (бумажной), так и в электронной среде. Эти знания и умения составляют ядро информационной грамотности и являются неотъемлемой частью информационной культуры личности.

2. Равный  доступ к качественному образованию:

Человек, освоивший информационную грамотность, способен лучше учиться, он более подготовлен к самостоятельному освоению знаний. Человек, овладевший необходимым уровнем информационной культуры, не только имеет возможность получать качественное образование, но и убежден в необходимости образования в течение всей жизни. Он владеет способами непрерывного приобретения новых знаний и умениями учиться самостоятельно. Он умеет работать с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, обладает навыками самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления. Все эти качества невозможны без важнейшего компонента информационной культуры личности - информационного мировоззрения.

3. Уважение культурного многообразия:

В современном многополярном, чреватом конфликтами на расовой, национальной, языковой, религиозной почвах мире человек, владеющий информационной культурой, способен к толерантному восприятию явлений культуры. Концепция формирования информационной культуры личности направлена на смягчение негативных последствий глобализации – утрату самобытных неповторимых черт национальных культур, национальных систем образования, национальных традиций. Она соответствует лозунгу ЮНЕСКО «Все разные, все уникальные», провозглашенному во «Всемирной Декларации ЮНЕСКО по культурному разнообразию». Концепция направлена также на преодоление конфронтации двух полярных культур - технократической и гуманитарной и позволяет обеспечить целостность традиционной книжной (библиотечной) и новой компьютерной (электронной) информационной  культуры.

4. Свобода выражения мнений:

Свобода выражения мнений предполагает не только  возможность человека  заявить (письменно или устно)  о своей точке зрения по какому-либо вопросу, но  и  ответственность  за истинность или ложность высказанного суждения, соблюдение этических норм. Особое место в концепции формирования информационной культуры личности занимает развитие информационного мировоззрения, включающего убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности в информационном обществе и обществе знаний. Человек, обладающий информационной культурой, может отличить информацию от дезинформации,  способен  критически оценивать  чужое  мнение  и аргументировано выражать собственную точку зрения.

6. Каковы перспективы дальнейших исследований?

Для успешного решения проблемы формирования информационной культуры личности во всемирном масштабе и на национальном уровне необходимы:

· организация на международном уровне комплекса исследований по информационной грамотности и информационной культуре. Результатом этих работ должны стать унифицированная терминология, многоязычный терминологический словарь, международные критерии оценки информационной грамотности и информационной культуры личности, международные стандарты информационной грамотности, ориентированные на различные категории потребителей информации;

· создание разнообразных средств обучения информационной грамотности, основам информационной культуры личности: руководств, пособий, рекомендаций, методических материалов как в традиционной (книжной), так и в электронной формах;

· привлечение широкого общественного внимания к проблеме информационной грамотности и информационной культуры личности (от уровня глав государств и правительств до уровня рядового гражданина), организация крупномасштабных международных мероприятий;

· повышение общественного признания значимости библиотек и образовательных учреждений развитии информационной грамотности и информационной культуры как важнейшего условия подготовки граждан к жизни в информационном обществе и обществе знаний;

· организация обмена и продвижения лучшего опыта работы библиотек  и образовательных учреждений различных стран по повышению информационной грамотности и информационной культуры граждан.

7. По каким направлениям  с нами можно сотрудничать?

 Деловые контакты  с НИИ ИТ СС могут осуществляться по следующим направлениям:

- проведение совместных теоретических исследований по проблемам формирования информационной культуры личности, включая обеспечение  со стороны НИИ  ИТ СС научного руководства выполнения диссертаций;

- проведение совместных экспериментальных  исследований в сфере  формирования информационной культуры различных категорий обучаемых;

- проведение  совместных научно-практических  конференций и семинаров с изданием сборников  статей;

- разработка научно-методического и информационного обеспечения учебного курса «Основы информационной культуры личности» для различных категорий обучаемых в соответствии с разработанным в НИИ ИТ ССС комплексом учебных программ;

- проведение обучающих семинаров для работников  образовательных учреждений и библиотек.

Мы открыты к сотрудничеству, мы будем рады расширить круг единомышленников, разделяющих лозунг ЮНЕСКО «Все разные, все уникальные».

^