24 - 29 октября 2011 г. на базе Пушкинского Заповедника «Михайловское» (Пушкинские Горы Псковской области) состоялся V Юбилейный Всероссийский форум школьных библиотекарей «Михайловское 2011».

В работе Форума приняли  участие заместитель Председателя Государственной Думы С.С. Журова, начальник отдела развития организационных механизмов обновления условий и сети, обеспечивающих качество общего образования Департамента общего образования Минобрнауки России И.Ю. Трипольская, ведущие ученые и преподаватели Московского, Санкт-Петербургского и Кемеровского государственных университетов культуры и искусств, Челябинской академии культуры и искусств, книгоиздатели, представители общественных организаций, деятели науки и культуры.

Главная тема Форума «Михайловское 2011» - введение новой должности «педагог-библиотекарь» в российских школьных библиотеках, а также связанные с этим вопросы нормативно-правового характера и трудовых отношений, проблемы подготовки кадров и создания новой среды школьной библиотеки, способной поддержать и обеспечить инновации педагогов и творчество учащихся. Именно этой теме был посвящен  доклад на пленарном заседании директора НИИ ИТ СС, профессора Н.И. Гендиной - «Аттестация работников общеобразовательных учреждений на квалификационную категорию   «Педагог-библиотекарь»: концептуальные основы  создания комплекса измерительно-диагностических материалов и механизм   его реализации».  Соавтором доклада явилась зав. лабораторией «Формирование информационной культуры личности» НИИ ИТ СС, доцент Г.А. Стародубова. В докладе получили отражение результаты исследования, проведенного НИИ ИТ СС КемГУКИ совместно с КРИПК и ПРО.

На следующий день 27 октября 2011г. профессор Н.И. Гендина  провела для  участников Форума круглый стол «Формирование информационной культуры личности в школьной библиотеке как неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога-библиотекаря: от популяризации и стихийности - к системному  и  целенаправленному обучению». Проблемы, обсуждаемые в ходе круглого стола вызвали чрезвычайный интерес: актовый зал едва смог вместить всех желающих – более 150 человек. Работа круглого стола началась с обзора мирового и отечественного опыта в сфере продвижения идей информационной и медиаграмотности, формирования информационной культуры личности, который представила собравшимся профессор Н.И. Гендина. Затем участники разделились на микрогруппы для проведения «мозгового штурма». В результате интенсивной коллективной  работы были получены ответы на такие вопросы, как:

  1. Почему необходим переход от популяризации библиотечно-библиографических знаний к обучению основам информационной культуры личности? В чем состоит отличие между ними?
  2. Как отличить обучение основам информационной культуры от других видов работы по продвижению книги и чтения?
  3. В чем выражается трудоемкость подготовки и проведения занятий по обучению участников образовательного процесса основам информационной культуры?
  4. Обучение основам информационной культуры – индикатор профессиональной состоятельности-педагога-библиотекаря: миф или реальность?
  5. Каких знаний и умений не хватает школьным библиотекарям для организации эффективной информационной подготовки учащихся и педагогов?
  6. Содействует ли обучение учащихся основам информационной культуры личности росту профессионального самообразования педагога-библиотекаря? Обучая, обучаюсь ли сам?
  7. Какие барьеры мешают педагогу-библиотекарю вести эффективную  информационную подготовку участников образовательного процесса? Каковы пути их преодоления?

Полученные в результате совместной работы материалы оказались настолько интересными, что было принято решение опубликовать их на страницах журнала «Школьная библиотека».

В заключение профессор Н.И. Гендина подвела итоги дискуссии и ответила на многочисленные вопросы собравшихся.

^