11-12 ноября 2021 г. состоялся Центральноазиатский тренинг для тренеров по медийной и информационной грамотности. Тренинг проходил в онлайн-формате. Ключевыми спикерами выступили главный эксперт НИИ ИТ СС КемГИК, д.п.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ Н.И. Гендина, ведущий эксперт НИИ ИТ СС КемГИК, к.п.н. Е.В. Косолапова. Тренинг проходил в рамках мероприятий Глобальной недели медийной и информационной грамотности ЮНЕСКО

Организаторами мероприятия выступили Представительство ЮНЕСКО в Узбекистане при поддержке Кластерное Бюро ЮНЕСКО по Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану и Узбекистану.

В тренинге приняли участие свыше 100 специалистов из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и России. Тренинг объединил специалистов разных направлений из центральноазиатских стран:

Казахстан

  • Кластерного Бюро ЮНЕСКО в Алматы;
  • Представительство некоммерческой организации Internews в Казахстане;
  • Фонд тюркоязычных журналистов Казахстана;
  • Казахский гуманитарный юридический университет имени М.С. Нарикбаева;
  • Библиотека имени М.С. Нарикбаева;
  • КГУ СОШ №12;

Узбекистан

  • Представительство ЮНЕСКО в Узбекистане;
  • Агентство информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан;
  • Национальная библиотека Узбекистана им. А. Навои;
  • Республиканские, областные и городские информационно-ресурсные центры.

Кыргызстан

  • Кыргызско-Российский Славянский университет;
  • Кыргызский национальный университет им. Ж.Баласагына;
  • Кыргызский национальный университет им. И.Анарбаева;
  • Онлайн-платформа Prevention Media.

Таджикистан

  • Независимая некоммерческая международная организация поддержки медиа «Интерньюс» в Таджикистане;
  • Российско-Таджикский Славянский Университет.

Россия

  • Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики»;
  • Новосибирский государственный педагогический университет;
  • Пермский государственный национальный исследовательский университет;
  • Казанский федеральный университет;
  • Школа журналистики им. В. Мезенцева при Центральном доме журналиста (г. Москва);
  • Центр внешкольной работы «Пашинский» и «Центр «Молодежный», МБОУ Лицей 126 г. Новосибирск (г. Новосибирск);
  • Интернет-ресурс atas.info.

Сотрудники НИИ ИТ СС профессор Н.И. Гендина и доцент Е.В. Косолапова представили лекцию на тему «Формирование медийно-информационной грамотности и информационной культуры детей и молодежи в условиях цифровизации общества: ведущие международные тенденции и опыт практической реализации». План лекции включал следующие вопросы:

  1. Позиция ЮНЕСКО в сфере медийно-информационной грамотности (МИГ)
    1. Основополагающие документы ЮНЕСКО по МИГ
    2. Продвижение идеи ЮНЕСКО о МИГ в Центральной Азии
  2. Концепция информационной культуры личности как российский вариант интеграции медийной и информационной грамотности
    1. Учебные пособия по курсу «Основы информационной культуры школьника»
    2. Учебное пособия по информационной культуре для студентов вузов культуры
  3. Проект «Расширение сферы внедрения информационной культуры и медийно-информационной грамотности в работу информационно-библиотечных учреждений Узбекистана в период углубления реформ в информационно-библиотечной сфере» (г. Ташкент 2015-2021 гг.)
    1. Тренинг тренеров в Узбекистане: особенности формы проведения, результаты
    2. Адаптация учебных пособий по медийно-информационной грамотности и информационной культуре школьников с учетом особенностей культурно-исторических традиций и национальной системы образования Узбекистана

В лекции была подчеркнута необходимость реализации системного подхода к формированию медийно-информационной грамотности, переход от разрозненных мероприятий к целостной системе информационной подготовки. Важным условием успешного продвижения идеи медийно-информационной грамотности является учет психофизиологических особенностей школьников разных возрастных категорий и студентов. Лекторы обратили внимание слушателей на самостоятельную проблему – необходимость адаптации материалов учебных пособий по медийно-информационной грамотности к традициям национальной истории, культуры и образования каждой из стран Центральной Азии. Лекция была основана на результатах теоретических и экспериментальных исследований НИИ ИТ СС КемГИК в области медийно-информационной грамотности и информационной культуры личности. Особое место в лекции отводилось анализу результатов тренинга тренеров для библиотекарей Узбекистана в рамках проекта «Расширение сферы внедрения информационной культуры и медиа грамотности в работу информационно-библиотечных учреждений Узбекистана в период углубления реформ в информационно-библиотечной сфере» (г. Ташкент 2015-2021 гг.) Лекция получила высокую оценку слушателей: «Как всегда на высоте!» «Отличный проект и потрясающие результаты!» «Интересные креативные подходы в продвижении медийно-информационной грамотности!»

Выступление и.о. руководителя отдела развития информационно-библиотечной сферы Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, координатора проекта В. С. Ахмедовой было посвящено формированию профессиональной медийно-информационной компетентности специалистов Центрально-Азиатского региона. В нем была охарактеризована история проекта, проанализированы итоги подготовки 68 сертифицированных тренеров по медийно-информационной грамотности из числа библиотекарей Узбекистана. Она также представила результаты адаптации и перевода учебных пособий по информационной культуре школьников с русского на узбекский язык (с 1 по 9 классы). В. С. Ахмедова подчеркнула плодотворность проекта и предложила расширить его границы за счет участия других стран Центральной Азии.

Сообщение координатора проекта по адаптации и переводу на узбекский язык учебно-методического комплекса «Основы информационной культуры школьника» Ф. Т. Шодмановой было сфокусировано на особенностях «приближения» учебных материалов по медийно-информационной грамотности к традициям национальной культуры Узбекистана. Характеризуя специфику адаптации учебных пособий, она особо подчеркнула роль фольклорных и классических произведений узбекской литературы и искусства, которые использовались в качестве основы при обучении методикам анализа и приемам интеллектуальной переработки текстовой и медиа-информации. По ее мнению, достоинством предлагаемого в проекте подхода к формированию медийно-информационной грамотности является его «вписанность» в сферу общемировой и национальной культуры.

Глава отдела коммуникации и информации кластерного бюро ЮНЕСКО в Алматы С. А. Карпов рассказал о продвижении идеи медийно-информационной грамотности в Центральной Азии, порекомендовал ценные информационные ресурсы по этому вопросу.

Асанбаева Гульнар, региональный консультант Internews по медиаграмотности в Казахстане, кандидат философских наук, доцент характеризуя сотрудничество российских и узбекских коллег по продвижению медийно-информационной грамотности в Узбекистане сказала: «системный подход дал великолепный результат». Она поделилась опытом подготовки учебного пособия по медиаграмотности для учащихся 8 классов Казахстана, пригласила присутствующих принять участие в международной конференции в мае – июне 2022 г.

Опыт создания пособий, популяризирующих медийно-информационную грамотность в Таджикистане осветила А. Каримова, специалист по медиа- и информационной грамотности независимой некоммерческой международной организации поддержки медиа «Интерньюс» в Таджикистане.

В заключение онлайн-встречи участники поддержали инициативу Узбекистана о проведении тренинга тренеров по медийно-информационной грамотности в режиме офлайн в г. Ташкенте в мае 2022 г. и выразили желание принять в нем участие.

^